Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Эксперт: Российские пошлины на импорт украинских товаров — не катастрофа

10 июля 2013, 14:00 0

Весеннее учреждение Киевом спецпошлин на импорт новых автомобилей заставило отдельные страны ответить «по заслугам». Сегодня стало известно, что Россия планирует обложить дополнительными спецпошлинами импорт из Украины шоколада, угля и стекла, а Турция пригрозила ввести пошлину на импорт украинских орехов. В то же время украинские эксперты по экономическим вопросам считают, что Москва вводит пошлины на те товары, от которых не очень зависима, а также отмечают, что пошлины на украинские шоколад, уголь и стекло не существенно «ударят» по экономике страны, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Александр Палий в эксклюзивном интервью Inpress.ua заявил, что Россия подымает пошлины только на те товары, которые для нее удобны. Эксперт уверен, что, к примеру, на украинские турбины и вертолетные двигатели Москва санкции вводить не будет, ведь «если Россия не будет покупать наши вертолетные двигатели, значит, у нее не будет вертолетов».

В то же время эксперт уверен, что новые российские пошлины не несут катастрофической опасности для украинской экономики, а способны привести только к ее незначительному замедлению.

«В середине 90-х это выглядело бы как серьезная угроза для украинской экономики. Сейчас с течением времени, диверсификацией вес этих угроз уменьшается. К примеру, согласно последним данным, за первый квартал 2013 года экспорт в Россию составлял всего 23% от общего экспорта Украины. Кроме того, в этой части экспорта основу составляют те товары, без которых российской экономике очень трудно обойтись. По сути, Россия может отказаться, наверное, от 10% украинского экспорта. Это тоже серьезно. Но это уже не так критично. Это уже будет просто как один из факторов такого небольшого замедления нашей национальной экономики. Но к каким-то суперпоследствиям это не приведет», — подытожил Александр Палий.

Схожей точки зрения придерживается и заслуженный экономист Украины, бывший народный депутат Алексей Плотников. В эксклюзивном интервью Inpress.ua эксперт отметил, что объем экспорта украинских товаров, которые Россия хочет обложить пошлинами, в целом не очень большой. В то же время сам факт такого решения Москвы, по мнению эксперта, «конечно же, не улучшает торговлю и не стимулирует развитие украинской промышленности».

Плотников также отметил, что Россия имеет полное легитимное право вводить пошлины в ответ на введение пошлин Украиной. Он также уточнил, что российские пошлины не обязательно могут быть симметричными, то есть Москва может вводить их на другие товары, а не только на импорт украинских автомобилей.

«В данном случае возражений у ВТО (Всемирная торговая организация — Inpress.ua) пока что не будет, потому что пока это находится в рамках правового поля», — резюмировал Алексей Плотников.

Как сообщалось, Россия может обложить дополнительными специальными пошлинами импорт из Украины шоколада, угля и стекла в ответ на введение Киевом специальных пошлин на импорт автомобилей.

Россия направила во Всемирную торговую организацию (ВТО) уведомление, в котором заявила, что украинский автомобильный налог ударит по российскому экспорту автомобилей на сумму $328 млн, еще $36 млн Россия не досчитается в виде налогов.

Чтобы компенсировать это, РФ оставляет за собой право взимать пошлины в размере 0,1 евро за 1 кг украинского шоколада, 15% — на импорте стекла и 54% при импорте угля.

Согласно законам ВТО, членами которой являются Украина и Россия, пострадавшая страна имеет право ввести ответный налог, чтобы возместить убытки.

Кроме того, Турция в рамках норм ВТО зарезервировала за собой право с 12 июля этого года обложить 23%-й пошлиной импорт украинских грецких орехов в качестве ответной меры на ограничение Украиной импорта автомобилей.

Помимо России и Турции ответные санкции в отношении Украины могут применить также ЕС, Южная Корея и Япония. В частности, Токио планирует поднять этот вопрос на встрече ВТО в четверг, 11 июля.

Как сообщалось, 14 апреля Украина ввела специальные пошлины на импорт в страну новых легковых автомобилей объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см — 12,95% вне зависимости от страны происхождения и экспорта.

Согласно данным Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), удельный вес импортированной продукции по отношению к отечественной вырос в 2010 году по сравнению с 2008-м на 37,9%, хотя в абсолютном измерении импорт упал на 71%. При этом внутреннее производство в Украине упало за эти годы на 78,9%, что является наихудшим показателем в мире, а объемы продаж на внутреннем рынке упали на 86,3%.

Количество работников на предприятиях национального товаропроизводителя упало на 51,56%, а размеры прибыли от операционной деятельности — на 89,9%.

Справка

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. На 2 марта 2013 года в организации состояло 159 стран.

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Работа ВТО опирается на пять основных принципов: равные права, взаимность, прозрачность, создание действующих обязательств и защитные клапаны.

В частности, в принципе «создание действующих обязательств» говорится: «в случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном секторе ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах».

Подробнее о последствиях введения пошлины на импорт в Украину иностранных автомобилей читайте в статье Олега Шинкаренко «Спецпошлина на импортные авто: старые грабли?».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях