Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Бюджет на 2015 год – это бюджет наказания украинцев за майдан – Новак

29 декабря 2014, 11:31 0

Онлайн-студия «Inpress-клуб» — проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. В прямом эфире без купюр и монтажа читатели нашего портала могут стать наблюдателями и участниками интересных бесед, острых дискуссий, обстоятельных интервью.

Гостями «Inpress-клуба» становятся лидеры общественного мнения, популярные ньюсмейкеры, любимцы публики, признанные авторитеты, чье мнение интересно широкой аудитории.

Напомним, 19 декабря онлайн-студию «Inpress-клуб» посетил директор Агентства моделирования ситуаций Виталием Балой. Тема разговора — «Украина VS Россия – испытание Донбассом». А 25 декабря декабря в онлайн-студии «Inpress-клуб» мы с председатель Комитета экономистов Украины Андреем Новаком обсудили тему: «Какой бюджет спасет Украину?». Беседу вела Ольга Смалюхивская.

Ведущая: Добрый день. В эфире Inpress-клуб. Это проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. Сегодня у нас в гостях председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Андрей, я вас приветствую в нашей студии. Спасибо за то, что пришли. Тема нашего разговора: «Какой бюджет спасет Украину?» Вся страна, наверняка, ожидает новогоднего бюджетного чуда и каждый из нас понимает, что 2015 год, как это программируют в информационном плане, для украинского общества будет чрезвычайно сложным, я так понимаю, что пояса нужно будет затягивать простым украинцам, нежели олигархам и чиновникам. Варианты бюджета меняются практически ежедневно, но в тех цифрах пока понятно, что тяжелее всего будет простым обычным украинцам, потому что со многих снимают льготы, многим добавляются налоги, а олигархи как жили, так и живут. Вы пришли к нам с проектом бюджета. Какой он по счету?

Андрей Новак: Это единственный вариант на сегодня, который подало правительство, те изменения, о которых мы говорим, это в основном изменения в расходную часть.

Ведущая: Ваши впечатления в целом о детище правительства? Его вроде бы пишут не только украинцы, мы уже привлекли к этому и иностранцев – наши министры, несколько из экономического блока с новыми, казалось бы, подходами.

Андрей Новак: Сказать вам честно, по-простому, что это за бюджет? Бюджет на 2015 год – это бюджет наказания украинцев за майдан. Это я вам откровенно скажу, а теперь докажу, что в этом бюджете заложено. В бюджете заложено затягивание социальных поясов. Действительно, когда кризисная ситуация в экономике применяют практику затягивания социальных поясов. Но ради чего делается затягивание социальных поясов? Это делается для того, чтобы достичь двух экономических целей: первая – принимать и работать с бездефицитным бюджетом, для этого мы затягиваем пояса. Вторая цель – это уменьшить государственный долг. Ради этих двух целей и применяется практика затягивания поясов.

В этом бюджете правительство, с одной стороны затягивает пояса, причем очень жестко, а с другой стороны – обе цели оно не то чтобы не выполняет, а делает наоборот. Потому что в этом бюджете предусмотрено увеличение дефицита бюджета на 30% по сравнению с бюджетом нынешнего года, увеличение государственного долга на 30% по сравнению с нынешним годом, при этом затягивание социальных поясов. Возникает вопрос – ради чего мы затягиваем пояса, если мы параллельно увеличиваем дефицит и увеличиваем государственный долг? Т.е. делаем тройной вред экономике.

Практически весь 2014 год прошел под знаком двух популярных слов – децентрализация и дерегуляция. Начались эти слова с майдана, точнее со сцены майдана, которые были озвучены тремя лидерами, которые ежедневно выходили на сцену майдана. Потом эта тема еще громче продолжилась во время президентской предвыборной кампании, а потом еще громче звучала из уст всех участников парламентской кампании – децентрализация, дерегуляция. Как в этом проекте отображена децентрализация: децентрализация – это не значит перекроить границы областей, районов или районов в городах и это не смена вывесок.
Децентрализация – это децентрализация финансов. Происходит ли децентрализация, отвечает один единственный показатель, который называется межбюджетное соотношение между центральным бюджетом и местным. От этого соотношения и зависит система централизирована или децентрализирована.

Правительства Азарова, которые мы критиковали, критиковали и те, кто сейчас является властью. Очень жестко критиковали, и я в том числе, за высокую степень централизованности бюджета, потому, что это соотношение было 80 на 20. 80% доходов бюджет системы шел в центральный бюджет, а 20% оставалось всем местным бюджетам вместе взятых: областным, городским, районным, поселковым и сельским. А все деньги шли в центральный бюджет. В этом действующем бюджете от правительства соотношение – 82% на 18%. Т.е. мы еще больше денег даем в центральный бюджет и еще меньше оставляем доходов в местный бюджет.

Я уже предлагаю правительству сделать 100% в центральный бюджет. Зачем всем местные органы власти, если им ничего не оставляют? Зачем они нужны вообще в принципе? Вот такая, извините, децентрализация, прямопротивоположная. Это не просто популизм. Я считаю, что на волне таких вещей люди пришли к власти, которая фактически на крови на майдане и во время войны, и даже притом, что они пришли на крови, и вместо децентрализации, которую они обещали, они делают с точностью до наоборот. Я думал, что соотношение 80 на 20 максимальное и дальше уже некуда, оказывается можно. Это сделало действующее правительство.

Теперь вторая популярная тема – дерегуляция. Дерегуляция – это когда мы ликвидируем лишние государственные органы, которые что-то регулируют: министерства, государственные инспекции, комитеты, комиссии, чиновники, которые имеют право подписи что-то разрешить, а что – нет. И за то, чтобы разрешить – берут взятки. Т.е. дерегуляция – это ликвидация лишних органов. Как дерегуляция отображена в правительстве? Она отображена в документе, который мы тоже хорошо обсуждали целый месяц и ждали как мантру, как чуда, чтобы его приняли. Документ называется коалиционное соглашение. Ни одной ликвидации ни одного органа.

В коалиционном соглашении предусмотрено создание еще десяти новых органов: межведомственная комиссия по вопросам развития АПК, создание временной комиссии для изменений к Конституции, создание знаменитого национального антикоррупционного бюро, при этом создание национального агентства по вопросам предупреждений коррупции, при этом национальная полиция в системе МВД, создание государственного бюро расследований, кроме этого муниципальная полиция, военная полиция, национальная комиссия по регулированию транспорта, нам еще мало регулирования, центры реформ в системе охраны здоровья. Это вроде бы реформы.

Плюс уже после принятия коалиционного соглашения, как вы помните, возникла еще одна новая идея – создание Министерства информационной политики, т.е. вместе с теми десятью, одиннадцать новых органов создается и ни одно не ликвидируется. Что такое новый орган? Это штат, зарплата, помещение, обслуживание, командировки, премии и другое. Государственный орган финансируется только плательщиками налогов, т.е. нами. На наши плечи придумываются одиннадцать новых органов, которые мы должны содержать. Вот такая дерегуляция.

Ведущая: О чем свидетельствуют такие подходы? Как это объяснить?

Андрей Новак: Вместо децентрализации делают еще большую централизацию. Вместо дерегуляции, ничего не ликвидируют, а создают еще одиннадцать новых органов. Это объяснить можно только одним – наш политикум не сделал никаких выводов ни с оранжевого майдана, ни с майдана достоинства на крови, ни даже с войны и потери территориальной целостности страны. Наш политикум даже со всего этого не сделал выводов.

Ведущая: Неужели там нет разумных людей? Такое впечатление, что старые подходы борются с новыми.

Андрей Новак: Не борются. Если бы боролись новые подходы со старыми, то мы бы имели наименьшую ситуацию, чтобы структура этого бюджета на 2015 год, хотя бы немного была лучше, структуры 2014 года.

Ведущая: Правительство, которое там находится, Администрация президента они также пришли к власти, понятно под каким поводом. Они понимают, что если на самом деле такой бюджет, страна будет с ним жить? Возможно, лучше и вовсе не принимать?

Андрей Новак: Вы бьете в абсолютно правильную точку. Я считаю, что этот проект бюджета подало правительство, он сейчас на рассмотрении в парламенте, тем более, что мы перешли назад к парламентско-президентской республике, а в ней в какой-либо сфере жизни, всегда последнее слово за парламентом. Как парламент принимает законы в любой сфере, так же и по поводу бюджетного процесса. Я рекомендую этому действительно рекордному парламентскому большинству более 300 голосов, чтобы они как можно быстрее этот бюджет, который подало правительство, полностью отклонили. И дать сигнал правительству, что больше вот такое проходить не будет. Другого пути нет.

Если парламент сейчас займется латанием этого, а здесь нечего латать, это просто нужно выбрасывать в мусор. Вы видите, как снова идет пиар-кампания о том, что нам нужно быстрее принять бюджет до конца года? Если надо, как сказал Председатель Верховной Рады, принимать в новогоднюю ночь с Оливье вместе. Т.е. идет нагнетание, чтобы как можно быстрее принимать. Я хочу твердо сказать, что дело не в сроке принятия бюджета, дело в качестве этого бюджета. Если в таком виде вы хотите принимать бюджет, извините, как это не грустно звучит, лучше жить в наступившем году первые месяцы по принципу нашего законодательства, если не принимают бюджет до конца года, мы живем каждый месяц следующего года по 1/12 действующего бюджета на 2014 год. Это страшно звучит, но лучше нам жить по 1/12 бюджета Азарова, чем по этому – принять быстро и жить по этому.

Ведущая: В Верховной Раде очень разные настроения по поводу принятия бюджета. Многие депутаты не хотят брать на себя ответственность и голосовать за такой проект, тем более который принимается по старой схеме и системе без нормального рассмотрения, без нормальных процедур, без прохождения комитетов, т.е. за то, что они раньше критиковали. И я так понимаю, что у многих депутатов уже куплены билетики и не факт, что на тот день, когда будет голосование, что не хватит просто физически людей для того, чтобы проголосовать за бюджет. Поэтому они накатом берут, чтобы как можно быстрее принять этот документ.

Андрей Новак: Наших граждан абсолютно не интересует, купили или не купили билеты народные депутаты. Народные депутаты, которые стали народными депутатами, знали, что они идут в высший законодательный орган страны, который должен творить законы, притом качественные, и должны это делать столько, сколько нужно. Процедуры бюджетного процесса как такового не было. Потому что по законодательству бюджетный процесс у нас начинается фактически в июле. Бюджетный процесс ведет не Верховная Рада, а правительство, в т.ч. Министерство Финансов, которое отвечает за бюджетный процесс как таковой. Есть законодательство, а есть – главный бюджетный процесс не простой, который должен идти снизу – с местных органов власти, с местных бюджетов. Действуют точно так же, как и до этого правительство Азарова. Уже перед самым Новым годом в спешке написать какой-нибудь бюджет и быстренько его принять, а какое качество, это уже никого не интересует. Сама процедура – аналогичная. Структура документа – аналогичная и в ключевых позициях еще хуже, чем бюджеты Азарова, в т.ч. про централизацию.

Теперь мы можем зацепить структуру доходной расходной части. Структура доходной расходной части абсолютно ничем не отличается от структуры доходной расходной части предыдущих бюджетов. Единственная статья, которая отличается по объективным причинам – расходы на оборону, они, конечно, больше и это понятно для страны, которая в состоянии войны. Доходная часть бюджета как была ПДВ зависимой, так и остается – 50% налоговых поступлений центрального бюджета, должно поступить от одного налога – ПДВ. Как было, так и осталось. Ни в одну сторону, ни на грамм не изменилось ничего.

По самому ПДВ, который является главным налогом: снова ставка делается на ПДВ от ввезенных на Украину товаров, по которому поступления должны быть на 25% больше, чем от ПДВ произведенных в Украине товаров. Это означает, что снова ставка делается не на развитие национального производителя, а на импорт. Ввозная пошлина от ввезенных импортных товаров – в несколько раз больше, чем вывозная пошлина, от тех товаров, которые мы произвели и вывозим. И в этом бюджете предусматривается, что украинская экономика должна производить все меньше, а импортировать все больше.

Если взять бюджет на 2015, 2014, 2013, 2012, 2011 год, по структуре один в один. Такое впечатление, что сделали ксерокопию. Когда они должны были писать, нас с вами не должно это интересовать. Почему они пишутся в последний год, тем более у нас сейчас наследственное правительство, у нас тот же премьер-министр. Дело в том, что у нас так называемая политическая культура, точнее бескультурье, когда даже министр ничего не решает в той отрасли, в какой он министр. У нас министр – простой исполнитель указаний руководства. А руководство – это или премьер-министр, или если им еще руководит президент, тогда президент. Какая установка дается от руководства или президента правительству, так министры просто и исполняют.

Министр экономики – наш прибалтийский коллега, я уверен, не был даже причастен к формированию бюджета. Но у нас министр финансов – иностранка, которая приняла наше гражданство, а Министерство финансов непосредственно ведет бюджетный процесс. Если эта иностранка такой вот сформировала бюджет, еще более централизованный, у меня вопрос, зачем тогда нам такие иностранцы вообще? Нам не нужны иностранцы ради иностранцев. Нам нужны иностранцы для того, чтобы они что-то изменили, и изменили в лучшую сторону, а не в худшую. А это изменение в худшую сторону, вот в чем парадокс.

Ведущая: В главном документе страны должны быть вещи, которые бы показывали нам, которые бы имели хотя бы намек на то, что мы будем иметь в следующем году. Хорошо, затягиваем пояса, потому что ситуация непростая: война, экономический кризис, хотя практически все страны с 2008 года его уже преодолели, тем не менее намека на реформы я не увидела.

Андрей Новак: Как могли бы быть отображены реформы в основном финансовом документе страны, которым является бюджет? Реформы должны были бы повлиять на структуру доходной и расходной части, на саму структуру государственного бюджета и на структуру сводного бюджета, т.е. соотношение центрального и местного. Структура – ксерокопия бюджетов предыдущих лет, абсолютно ничего не меняется – это означает, что никаких реформ нет и не будет, они не вспоминаются в бюджетном процессе как таковые. То, что сейчас происходит буквально в эти дни в Верховной Раде, когда вроде бы что-то обсуждают, какие-то изменения в налоговом кодексе – это обсуждают примерно 1-1,5% доходной расходной части, т.е. то, что абсолютно не имеет значения.

А то, что является главным – главные структурные соотношения – они уже здесь отображены. Если эта коалиция в парламенте будет показывать имитацию бурной деятельности вокруг таких мелочных вопросов и внесение изменений к абсолютно гнилому налоговому бюджетному кодексу, который нужно не изменять, а менять и предлагать новый, с новыми структурными соотношениями. Вот в чем проблема. Или внимание к налогу, который приносит 0,5% дохода, внимание к ренте, которая 1,5% доходной части. В то же время ПДВ, коррупционные схемы, государственные монополисты, Нефтегаз – сотни миллиарды гривен. Дефицит бюджета, как я понимаю – два основных источника – 65 млрд. гривен должно перечислить НБУ в правительство, т.е. напечатать, понимаем, какое это влияние на инфляцию.

И второй источник, который станет увеличением дефицита, от приватизации по бюджету правительство в 2015 году хочет привлечь 17 млрд. гривен. В стране, которая в состоянии войны, где все сейчас по минимальным ценам, которые только могут быть, что при минимальных ценах можно продать в Украине, чтобы насобирать 17 млрд. гривен с приватизации?

Ведущая: Вам не кажется, что эта ситуация создается искусственно, чтобы те же олигархи сейчас скупали эти государственные предприятия, активы за бесценок и потом будут на этом зарабатывать?

Андрей Новак: Во-первых, я считаю, что это преступление национального масштаба в стране, которая находится в состоянии войны, причем все находится на минимальных ценах, выставлять что-то на приватизацию. Внимание обращается на мелкие налоги, в то же время на закрытие оффшорных схем даже намека нет. Решение проблем государственных монополистов Нефтегаз Украины, проблемы Пенсионного Фонда и его дефицита, Укрзализныця даже намека нет. Вы говорили о привлечении инвестиций? В страну в состоянии войны не придет системный инвестор, и не будет инвестировать масштабные деньги без государственных гарантий. Государству нужно сейчас выдавать государственные гарантии, иначе инвесторов не будет.

А в этом бюджете государственных гарантий на 2015 год предусмотрено аж 25 млрд. гривен, т.е. по сегодняшнему курсу – это меньше 2 млрд. долларов. Откуда взять инвесторов? 25 млрд. гривен для Украины – ничто, особенно по сегодняшнему курсу. За счет чего привлекать инвесторов? Я уже не говорю за счет чего придержать тех инвесторов, которые пока что еще работают в Украине, я имею в виду, как иностранных, так и украинских бизнесменов. Подход абсолютно непонятный и у меня такое впечатление, что это умышленные действия. Я не понимаю, как можно по всем параметрам бюджета программировать ухудшение ситуации? Просто стоит цель – добить украинскую экономику и вместе с ней, наверняка, всю украинскую державу. У меня возникает вопрос, действующее правительство и политикум самостоятельны ли они в принятии политических решений или они манипулируются откуда-то извне? Я не понимаю, как можно было такие документы готовить.

Ведущая: Я думаю, что этот год будет непростым для большинства простого люда, а вот для власти в плане социального напряжения… Власть понимает, что это петля не только на шее украинского народа, а возможно и на ее шее?

Андрей Новак: Я вращаюсь и консультируюсь в кругах народных депутатов, у меня такое впечатление, что тот политикум, который пришел сейчас к власти, пока что в состоянии эйфории, что они взяли власть, точнее народ через майдан и через свою кровь эту власть им подарил. Они считают, что они сейчас «все и вся» и ничего им не нужно, только быстренько принять бюджет, и разъехаться по своим курортам, куда уже куплены билеты. Я так понимаю, что эта эйфория пройдет только тогда, когда эту эйфорию остановит уже сам украинский народ. Уже сейчас, когда я проезжаю центром Киева, возле разных органов власти, небольшие, но уже акции протеста. Возле НБУ, Кабинета Министров, возле Киеврады сегодня, уже возле Верховной Рады – это первые звоночки и если будет принят, не дай бог, бюджет в таком виде, я даже не знаю, какая может быть реакция. Потому что уже с января мы начнем ощущать действия этого бюджета.

Я еще раз настаиваю, чтобы парламентская коалиция взялась за голову и немедленно отклонила этот проект и дала сигнал правительству, что нужен совсем другой бюджет стране, принципиально другой. Или правительство должно идти в отставку, если оно не может сотворить ничего другого, кроме этого. Хочется оптимизма, сказать, что все будет хорошо, тем более, когда мы под влиянием внешней агрессии, мы должны объединяться вокруг власти, а если власть такое готовит своему народу, как можно вокруг этого объединяться?

Ведущая: Будем надеяться, что они все же прислушаются и, по крайней мере, какие-то вещи ухудшения ситуации, которых можно избежать, они внесут туда… Я вас благодарю за то, что сегодня пришли к нам. Напомню, что с экономистом Андреем Новаком мы сегодня говорили о том, какой бюджет Украины спасет нас в следующем 2015 году. Спасибо за то, что были с нами. До новых встреч.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях